Новый закон о проверках 248-ФЗ

Закон № 248-ФЗ пришел на смену Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Его цель – сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать контролируемым лицам больше гарантий при взаимодействии с органами. На практике все те так радужно.

Когда и для кого заработал новый закон о проверках

Все значимые для бизнеса положения начали действовать с 1 июля 2021 года.

Закон не распространяется на следующие виды контроля:

  • налоговый;
  • валютный;
  • таможенный;
  • за соблюдением антимонопольного законодательства;
  • оперативно-розыскные мероприятия;
  • прокурорский надзор.

Изменен документооборот на электронный

Теперь обмен документами между бизнесом и проверяющим происходит в электронном виде.

Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью. Направлять в адрес органов документы, в том числе жалобы нужно будет тоже в электронном виде.

Однако, до 31.12.2023 действует так называемый переходный период. До указанной даты контрольно-надзорные органы и организации вправе обмениваться документами «на бумаге», если сами этого захотят.

Фикция под названием «профилактика нарушений»

Закон закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Предусмотрены, в частности, следующие профилактические мероприятия:

  • меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования.
  • самообследование — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований;
  • профилактический визит — беседа по месту деятельности компании. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их.

Практика показала, что государственные органы не стремятся к профилактике, а все так же стараются выявить нарушения и максимально наказать компании. Сломать палочную систему пока не получилось.

Новые виды проверок

Законом расширен перечень видов контрольно-надзорных мероприятий, предполагающих непосредственное взаимодействие с контролируемым лицом (очные мероприятия), а также осуществляющиеся без такого взаимодействия (дистанционные мероприятия):

Вид мероприятия Как проходит Как реагировать
Контрольная закупка Инспектор сделает закупку, чтобы оценить, как компания соблюдает требования при продаже продукции, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Взаимодействие с инспектором не требуется.
Мониторинговая закупка new Инспектор сделает закупку, чтобы направить товары, результаты работ и услуг, например, на экспертизу. Взаимодействие с инспектором не требуется. При необходимости, параллельный отбор проб продукции.
Выборочный контроль Инспектор сделает отбор проб образцов продукции, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности и качеству. Обеспечить параллельный отбор с соблюдением методик. Фото и видео фиксация отбора.
Инспекционный визит new Инспектор придет с проверкой на территорию компании без уведомления, которую может провести не более 1 дня. Не препятствовать. Обеспечить сопровождение проверки. Указать на незаконность действий, в случае проверки более 1 дня.
Рейдовый осмотр Инспектор проведет оценку соблюдения обязательных требований по использованию объектов контроля, которыми владеют несколько лиц. Взаимодействие с инспектором не требуется.
Выездное обследование new Инспектор проведет визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, осмотрит общедоступные производственные объекты без взаимодействия с проверяемым лицом. Взаимодействие с инспектором не требуется.
Наблюдение new Инспектор анализирует данные об объектах контроля, которые поступили в ходе межведомственного взаимодействия, а также из государственных и муниципальных информационных систем. Направлять в государственные органы сведения только в следующих случаях:

— предоставление информации обязательно в силу закона;

— информация направляется в ответ на официальный запрос.

Документарная проверка Инспектор проверит документы организации на своем рабочем месте без выезда к ней. Предоставить инспектору только те документы, которые официально запрошены в ходе проверки.
Выездная проверка Инспектор проверит производственные объекты организации, чтобы оценить, как она соблюдает обязательные требования и выполняет решения контрольного органа. Обеспечить сопровождение проверки.

Закон содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и другие. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

Какое мероприятие и как часто проводить – инспекторы определят на основе риск-ориентированного подхода. Плановые проверки будут проводить на основе категорий риска, внеплановые – на основе индикатора риска. Категории и индикаторы риска будут определять контрольно-надзорные органы.

Инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Изменена периодичность плановых проверок

Ранее плановая проверка проходила один раз в три года. Новый закон меняет периодичность плановых проверок в зависимости о категории риска, проверяемого объекта:

Категория риска Периодичность плановых проверок
Объекты чрезвычайно высокого риска не менее 1, но не более 2 проверок в год
Объекты высокого или значительного риска не менее 1 одной проверки в 4 года, но не более 1 проверки в 2 года
Объекты среднего и умеренного риска не менее 1 одной проверки в 6 лет, но не более 1 проверки в 3 года
Объекты низкого риска Плановые проверки не проводятся

Сокращен срок проведения проверок

Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. Сейчас он составляет максимум 20 рабочих дней.

Общедоступный реестр проверок в интернете

Единый реестр проверок трансформирован в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, оператором которого выступает Генпрокуратура России.

Новый реестр создается в целях учета профилактических и контрольно-надзорных мероприятий, решений, принятых при их проведении, а также информации о результатах рассмотрения жалоб контролируемых лиц.

На документы, оформленные в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, будет наноситься QR-код, который позволит перейти на интернет-страницу в сети «Интернет» с записью о мероприятии, в рамках которого составлен документ.

Устанавливается запрет на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения не внесена в Единый реестр — proverki.gov.ru/portal.

 

Обязательное досудебное обжалование результатов на госусулгах

Для отдельных видов контроля (надзора) Законом вводится обязательный досудебный порядок обжалования субъектами предпринимательской деятельности решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

Сейчас утверждено 62 вида федерального государственного контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок.

В этот перечень вошли виды контроля, относящиеся к работе 19 ведомств, включая Ростехнадзор, Роструд, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор.

Жалоба подается в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. На портале госуслуг создан специализированный сервис «Жалоба на решение контрольного органа». Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным органом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

 

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий