Что такое медиация и чем она выгодна бизнесу

Из альтернативных (внесудебных) способов урегулирования споров важное место занимает медиация. Можно утверждать, что медиация в нашу страну пришла не только на доктринальном уровне, но и пытается завладеть практическим пространством. Но это сложно осуществить в существующем правовом поле.

В научной литературе встречаются различные определения рассматриваемого понятия. Для лучшего понимания этого термина, выяснения сферы проведения этого процесса, раскроем необходимый понятийно — категориальный аппарат.

Обобщая многочисленные определения, предлагаемые под медиацией (посредничеством) следует понимать добровольный и конфиденциальный процесс разрешения любого спора, в котором нейтральное третье лицо помогает сторонам достичь договоренности (согласия) в их споре путем переговоров.

Из определения медиации выделяем принципы, на которых базируется этот процесс, и, соответственно, гарантирует как высокую эффективность, так и соблюдение прав человека в этом процессе.

К ним относятся, в частности, следующие:

  • добровольность процесса, т.е. принятие осознанного решение сторонами процесса о применении такой альтернативной процедуры разрешения спора, возможность отказаться от участия на любом этапе, причем любое давление на стороны запрещен;
  • конфиденциальность процесса, т.е. информация, полученная медиатором при проведении медиации является конфиденциальной.Участники процесса должны быть уверены, что информация, которую они сообщили, потом не будет использована против них в других случаях. Очень важным в контексте этого принципа является закрепление на уровне законопроекта свидетельского иммунитета, то есть медиатор не может быть допрошен по информации, которая стала ему известна во время проведения медиации или касается непосредственно сути медиации, кроме случаев, когда стороны не возражают против разглашения такой информации;
  • нейтральность медиатора, то есть медиатор должен исполнять свои обязанности беспристрастно, основываясь на обстоятельствах дела, учитывая мнение сторон и не навязывая сторонам определенного решения, которое принимается исключительно по взаимному согласию сторон.

Цели медиации

  • ориентировка на достижение решения, которое будет удовлетворять обе конфликтующие стороны;
  • решение спора, достижения решения — не самоцель для медиатора. Основная задача медиатора — концентрация усилий на укреплении способности сторон к медиации, на признании и восприятии сторонами друг друга со всеми разногласиями во взглядах.

Выяснив основные понятийные особенности этого процесса, важно раскрыть вопрос, кто такой медиатор и какие требования ставят к такому специалисту. Недаром в научных источниках медиатора называют хранителем процесса медиации. На такого специалиста возлагается миссия трансформации спора из сферы эмоций в сферу фактов, и только тогда можно достичь результата при прохождении рационального процесса медиации, что требует спокойствия, хладнокровия, твердости, умения вести дискуссию.

Опять же, отметим, что медиатор — это лицо, задачей которой является оказание помощи сторонам с целью достижения примирения в гражданских и хозяйственных делах, а потерпевшему, с одной стороны, и подозреваемому или обвиняемому, или подсудимому, с другой стороны, по уголовным делам с целью достижения примирения или согласия. Требования, предъявляемые медиатору: им может быть лицо, достигшее 25 — летнего возраста, которое имеет полное высшее образование, опыт работы не менее двух лет в области психологии, социологии, педагогики или права, которое прошло курс обучения медиаторов. Сегодня отечественный рынок начинают заполнять специалисты -медиаторы, прошедшие обучение как у нас в стране, так и за рубежом.

И все же количество таких специалистов и доступность их услуг остается ограниченной.

Как было указано выше, медиация — это процесс, а как и любой другой процесс, она делится на стадии, а те, в свою очередь, — на этапы. В научной литературе нет единства мнений по поводу выделения стадий и этапов этого процесса. Поэтому используем адаптированное к нашим реалиям разделение, предложенное отечественными специалистам.

Стадии медиации

  1. предварительную стадию, которая состоит из подготовительного этапа и индивидуальных встреч;
  2. открывающую;
  3. среднюю;
  4. заключительную.

На подготовительном этапе, в частности, медиатор пытается завоевать доверие участников, оценивает готовность к медиации, объясняет правила медиации, разъясняет свою роль в этом процессе. При проведении индивидуальных встреч медиатор изучает позиции участников конфликта и обеспечивает их взаимное общение. На открывающей стадии происходит постепенное установление прямого общения между сторонами. Этапами второй стадии можем назвать достижение договоренности на прохождение этого процесса, рассказы участников, выяснение чувств и мотивов, перефразирование и уточнения позиций, разделение проблемы на категории, итог.

Совместный поиск решений происходит на средней стадии медиационного процесса. Этапность этой стадии заключается в установлении первоочередных вопросов, выяснении выявленных интересов, определении общих принципов, обсуждение и поиск общих, взаимоприемлемых способов разрешения спора, поисковых консенсуса. Заключительная стадия содержит следующие этапы: заключение соглашения, подведение итогов, закрытие дела.

Процесс медиации считается формально завершенным тогда, когда прекращается ведение записей и дело закрывается.

В любом случае закрытие дела будет содержать определенный комментарий общими фразами об особенностях развития процесса медиации с учетом конкретных вопросов и обстоятельств участников, а также способа завершения процесса. Придерживаясь принципа беспристрастности, медиатор избегает личных комментариев или суждений относительно участников, их соответствующего участия в процессе медиации или обоснованности их вопросов.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Рейтинг автора
Автор статьи
Измайлова Лариса Владимировна
Эксперт с юридическим образованием. Опыт работы более 10 лет.
Написано статей
15
Добавить комментарий